Адаптивный туризм как особый вид жизнедеятельности обладает способностью позитивно влиять на личность человека с ограниченными жизненными возможностями (ОВЗ). Такой вид туризма можно использовать в целях медико-психологической реабилитации инвалидов с детства и получить психотерапевтический эффект, который проявляется в расширении границ жизненного пространства инвалидов. Приобретение навыков существования в условиях отрыва от культуры, исследование истории своей родины позволят избежать дисфункции ребенка с ОВЗ, усовершенствовать качество его жизни, стабилизировать детско-родительские, партнерские взаимоотношения в семье.
Социализация, интеграция, адаптация к тем или иным условиям жизни рассматривается и как процесс, и как итог запоминания индивидуумом правил, знаний и навыков социального взаимодействия, освоения общепризнанных менталитетов взаимоотношения и мировоззренческих направленностей, типичных данному сообществу, позволяющих продуктивно участвовать в социальном житие или функционировании. Категорическим условием полноправного вхождения в социальную среду и социального объединения рассматривается обладание навыками общественного взаимоотношения – коммуникации.
ЧООО «Башкирский Курултай» при поддержке Постоянного Представительства Республики Башкортостан в Челябинской области готовит проект «Организация круглогодичных туристических маршрутов (адаптивный туризм по Зауралью Республики Башкортостан и Челябинской области) для семей с детьми и подростками с ограниченными возможностями». Партнерами проекта являются: Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Магнитогорска, УК ООО «ММК-Курорт» г. Магнитогорска, Медиа-холдинг «Уралым», Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, ГБОУ «Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов города Сибай» и другие.
Проект направлен на повышение качества жизни детей с ОВЗ и основывается на «концепции нормализации», в основу которой положена идея, что жизнь и быт детей-инвалидов должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю общества, в котором они живут. Мы понимаем данную проблему как взаиморазвивающийся процесс, когда работа идёт не только с обществом, но и с детьми-инвалидами по формированию у них навыков коммуникации и навыков поведения в различных жизненных ситуациях. Большое внимание в ходе реализации проекта будет уделено семьям детей-инвалидов. Основой социализации детей с ОВЗ является идея «независимой жизни». Ее суть отражают следующие постулаты: человек с ОВЗ имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, доступ во все сферы жизнедеятельности.